Отказаться от услуги заказчик вправе в любой момент вне зависимости от причины (п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), ст. 32 Закона о защите прав потребителей) – это право не может быть ограничено договором или пользовательским соглашением, составленным школой.
Для возврата денежных средств за онлайн-курс важен момент: доступ сразу ко всем материалам вам предоставлен или уроки открываются поэтапно.
Если вы еще не приступили к обучению, деньги можно вернуть в полном объеме.
Если вы получили доступ сразу ко всему курсу, даже если материалы так и не были просмотрены, или прошли весь курс, а потом решили, что он вам не подходит, вернуть деньги будет проблематично, только если вы докажете не качественность курса, для этого нужна экспертиза.
Услуга может считаться некачественно оказанной, к примеру, если: объем программы был существенно уменьшен; содержание программы оказалось иным, чем было оговорено; обучение ведется по устаревшим материалам и программам; уровень (класс) преподавателя ниже заявленного; не было обещанной обратной связи (например, вы оплатили марафон с регулярной обратной связью, однако за все время тренер выходил на связь лишь один раз); был изменен заранее утвержденный график проведения занятий без согласования с учеником, и др.
В подобных случаях применяется п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которым заказчик некачественно оказанной услуги вправе потребовать устранить недостатки (при такой возможности) или уменьшить цену оказываемой услуги.
Однако если недостатки не будут устранены или речь идет о существенном недостатке (явном отступлении от условий договора), то вы имеете право отказаться от такого обучения и потребовать возвратить уплаченные средства в полном объеме.
Для того чтобы была возможность сослаться на грубое отступление от договоренностей, рекомендуем до оплаты запросить у школы документ, где будут зафиксированы все основные моменты по конкретному выбранному курсу: программа обучения, уровень преподавателя, график занятий и т.д.
Если Вы прошли часть курса, то возврат может быть произведен пропорционально за не открытые уроки.
ВАЖНО! Онлайн-курсы, обучающие предпринимательской деятельности или ее отдельным аспек-там, могут расцениваться как приобретенные в предпринимательских целях и по этой причине не подпадают под действие Закона о защите прав потребителей. Соответственно, в данном случае закон позволяет школе предусмотреть денежную компенсацию за отказ от образовательных услуг в одно-стороннем порядке (п. 3 ст. 310 ГК РФ). Поэтому, если решили пройти какой-либо бизнес-тренинг, необходимо предварительно ознакомиться с условиями договора на предмет того, предусмотрено ли там такое условие.
Порядок действий для возврата денежных средств:
- Предъявить письменное требование о расторжении договора и возврате денежных средств. В требовании изложить суть ваших претензий относительно онлайн-курса, иные причины, по которым вы вынуждены вернуть деньги (болезнь, курс потерял для вас актуальность, изменение финансовых обстоятельств);
- Отправить требование на электронную почту, а также заказным письмом с уведомлением и описью вложения по юридическому адресу организации или по месту регистрации индивидуального предпринимателя;
- Ответ на требование должен быть дан в течение 10 дней. Требуйте, чтобы ответ был направлен в письменном виде;
- В случае отказа или не получении ответа от продавца курса, Вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением. В суд можно подать по своему месту жительства. При обращении в суд потребителем могут быть предъявлены требования о компенсации морального вреда, неустойки за каждый день просрочки, требования о взыскании штрафа в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, а также судебные расходы.